На главную

Проект административно-территориальной реформы в России

 

Обзор проектов АТД

 

За последние годы было обнародовано не менее 10 проектов глобальной реформы АТД (в хронологической последовательности):

  1. – незавершённый проект Л. Смирнягина и А. Новикова (1995) http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=570,
  2. – проект С. Логиновского (1997) http://www.politstudies.ru/fulltext/1997/5/11.htm,
  3. – проект В. Жириновского «7 губерний» (1999) http://geo.1september.ru/article.php?ID=200102801,
  4. – проект Б. Лагутенко (2000) http://www.ng.ru/ideas/2000-10-24/8_assim.html,
  5. – проект О. Герасимова (2001) http://www.karty.narod.ru/rus/olegg/olegg.html,
  6. – проект Р. Скорынина (2002) http://rskorynin.narod.ru/Publications/FedLands/FedLands.html,
  7. – проект М. Шишкова (2002) http://ru.megaru.net/Publications/FedLands/Shishkov.html,
  8. – шуточные проекты Д. Зайца (2002) http://geo.1september.ru/2002/13/8.htm,
  9. – проекты СОПС (в лице В. Кистанова и А. Адамеску) «28 губерний» и «20 губерний» (2002), отличающиеся друг от друга только в европейской части России, http://www.aif.ru/online/aif/1232/02_06, http://www.russia-today.ru/2002/no_20/20_reflections_1.htm,
  10. – проект И. Яхонтова (2004) http://www.tur.samara.ru/sources/maps/id621.htm,
  11. – проект В. Жириновского «15 губерний» (2004) http://news.chelni.ru/index.php?id=2878,
  12. – проект В. Бельдея, А. Собянина, В. Турабова, Г. Хрусталёва «15 округов России» (2004) http://www.regnum.ru/allnews/243722.html,
  13. – уточнённый проект Р. Скорынина (2004) http://ru.megaru.net/Publications/FedLands/Rus_Okruga.html,
  14. – первоначальный проект А. Тугарева (2004) http://www.r-atd.narod.ru/proect/project1.htm,
  15. – уточнённый проект М. Шишкова (2004) http://www.tur.samara.ru/sources/articles/id628.htm,
  16. – уточнённый проект А. Тугарева (2004) http://www.r-atd.narod.ru/proect/project2.htm,
  17. – проект Я. Бутакова (2004) http://www.russ.ru/culture/20041001.html

 

Проекты имеют разный уровень детализации. Только проекты 12-17 рассматривают два уровня АТД – самый верхний и следующий за ним.

 

Проект В. Жириновского «7 губерний» (1999) потерял актуальность после создания нынешних Федеральных округов, созданных без изменения границ субъектов Федерации. Не предусматривают их изменения и проекты О. Герасимова, И. Яхонтова и Я. Бутакова, что делает их фактически проектами разукрупнения Федеральных округов.

Проекты СОПС, имеющие широкий общественный резонанс и поддержку ряда сенаторов и губернаторов, также предполагают механическое слияние ныне существующих регионов без какой-либо коррекции границ. При этом не очень понятно, что будет с упраздняемыми регионами. Если они превратятся в разрозненные районы (это будет особенно странно, например, для Калининградской области, Сахалина или Тувы), то количество районов в каждом новом регионе будет очень велико (от 15 до 104), границы станут ещё неудобнее, а транспортные затраты для посещения жителями отдалённых районов региональных центров существенно возрастут.

Проекты «15 губерний» и «15 округов» также предполагают механическое слияние регионов, но с минимальной коррекцией границ. При этом Рязань подчиняется Орлу, Тамбов – Белгороду, а Саратов – Уфе или Воронежу, что по меньшей мере смешно. Проект «15 губерний» ничего не говорит об областном делении, а проект «15 округов» его сохраняет почти неизменным. Абсолютно фантастично предложение проекта «15 округов» о создании Колымского края с центром в Среднеколымске, подчиняющегося Санкт-Петербургу.

Проект Р. Скорынина (2004) предлагает после разукрупнения нынешних Федеральных округов разделение нынешних областей и республик на малые округа (опять же с минимальными изменениями границ). Это требование неизменности нынешних границ приводит к тому, что из 247 вновь создаваемых округов примерно 40% численностью менее 200 тыс. и 10 % – менее 50 тыс. жителей. Проект С. Логиновского вообще ничего не говорит о границах, он также предполагает создание округов, но внутри областей.

Проект Б. Лагутенко полностью ликвидирует нынешнюю систему АТД. Несмотря на вполне здравые рассуждения автора, судя по приложенной карте, конечный результат плачевен: многие крупные города (Волгоград, Челябинск, Омск, Хабаровск) оказываются не в центре соответствующих регионов (земств), а на границах, едва ли не поделёнными между двумя земствами. Не вполне логичны и названия большинства земств. Интересно отметить, что проекты Б. Лагутенко, С. Логиновского и один из проектов Д. Зайца («Россия по-канадски») независимо друг от друга предлагают сделать малонаселённый северо-восток страны территориями с особым статусом.

Мой первоначальный проект предполагал создание 26 губерний с численностью от 3,5 до 6,5 млн. Однако численность регионов была подсчитана не везде верно. Её уточнение отодвинуло нижнюю границу до значения 2,7 млн., что поставило перед необходимостью для соблюдения пропорциональности разукрупнить часть регионов, в результате чего их количество превысило бы разумные пределы, а примерное равенство по численности достигнуто не было.

Уточнённый проект М. Шишкова на уровне областей во многом совпадает с моими предложениями. Но он предполагает разделение страны на единицы АТД верхнего уровня (края), не вполне учитывающее реальное взаимодействие территорий, в результате чего ряд областей оказываются приписаны не к тем краям, к которым реально тяготеют. Главный недостаток проекта – безусловное требование размещения краевых центров в малых и сверхмалых городах (что роднит его с проектом Л. Смирнягина и А. Новикова). Представляется, что это вряд ли удобно, так как там нет соответствующих административных зданий, нет жилья для чиновников и их обслуги, нет гостиниц для приезжающих, в ряде предлагаемых центров нет нормальных транспортных связей с подчиняющимися ему регионами.

 

Хостинг от uCoz